Родительское собрание "Агрессия детей: ее причины и предупреждение"
Родительское собрание
"Агрессия детей: ее причины и предупреждение"
<font style="box-sizing: border-box;"> В настоящее время одной из острых проблем, с которыми сталкиваются не только педагоги, но и родители подростков, является поведение подростков. А конкретно – агрессивное поведение. Но агрессивность сама по себе не возникает, этому есть причины и способствуют многие факторы. </font>
<font style="box-sizing: border-box;">-Что такое агрессия, агрессивность?</font>
-
<font style="box-sizing: border-box;">Агрессивность – свойство личности, она является как результат генетической предрасположенности, так и влияния среды.</font>
-
<font style="box-sizing: border-box;">Агрессор – тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.</font>
-
<font style="box-sizing: border-box;">Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.</font>
-
<font style="box-sizing: border-box;">Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.</font>
-
<font style="box-sizing: border-box;">Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем.</font>
-
<font style="box-sizing: border-box;">Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с откровенно говоря неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.</font>
-
<font style="box-sizing: border-box;">Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании, и средства массовой информации (будь моя воля, я бы запретила все передачи и фильмы, рассказывающие про криминал, насилие, жестокость, агрессивное поведение, аморальный образ поведения, в частности "Дом-2"). лат. “agressio” – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.</font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Портрет агрессивного ребенка:</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">На агрессивное поведение влияет комплекс факторов:</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения</font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость</font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Возможные причины:</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)</font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Неблагополучие семьи</font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Гиперопека или равнодушие со стороны родителей</font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)</font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Недовольство собственной внешностью</font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)</font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых.</font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)</font></font>
-
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций.
В подростковом возрасте значительно изменяются тип и частота психологических расстройств.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Главный парадокс подросткового возраста – это мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением "показать свою независимость", а поступая наперекор родительскому слову и делая все "на зло", подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым они демонстрируют свою зависимость от родителей.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны. </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Критерии агрессивности</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">1. Часто теряет контроль над собой.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">2. Часто спорит, ругается с взрослыми.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">3. Часто отказывается выполнять правила.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">4. Часто специально раздражает людей.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">5. Часто винит других в своих ошибках.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">7. Часто завистлив, мстителен.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">-Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Давайте попробуем проверить своего ребенка</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Упражнение “Проверь своего ребенка”</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Анкетирование взрослых</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> с целью выявления агрессивности у ребёнка, применяется специальная анкета, разработанная российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Отмечаются 1 баллом те качества, которые встречаются у их детей, 0 баллов, если не встречаются.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Критерии агрессивности у ребенка</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">(анкета)</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">16. Легко ссорится, вступает в драку.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">– Подсчитайте количество баллов в сумме по анкете:</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.</font></font><font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;"> </font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Низкая агрессивность – 1-6 баллов.</font></font>
<font color="#333333"><font style="box-sizing: border-box;">Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей</font></font>
1.Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст).
2.Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.
3.Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.
4.Важно признать необходимость поиска путей решения. Например, "Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу".
5.Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.
6.Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.
7.Агрессия – это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Задача родителей – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.
8.Чтобы пройди трудный возраст, при этом постараться уменьшить потери, необходимо приложить максимум терпения, любви, нежности, понимания, признания прав и свобод подростка, но в тоже время не давайте ему сесть Вам на шею. Разговаривайте с ним на равных, будьте его другом, помните, если Вы сейчас отдалитесь от него, сблизится потом будет крайне трудно. Не брезгуйте походами к психологам, этим людям надо медали давать, после них Вы будете просто летать от счастья, любви, ощущения дикой энергии и будущих надежд.