Управленческие механизмы реализации инновационных проектов
Понятие управления
Управление представляет собой процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние или поддержание ее в определенном режиме
Для инновационного управления характерно:
- изменение целей, содержания, технологий и стиля управленческой деятельности;
- расширение границ творчества;
- усиление демократичности управления;
- оптимизация контроля и усиление аналитической, прогностической и координирующей функций;
- высокая мотивация в достижениях и гибкость в принятии решений.
Принципы управления инновационной деятельностью
- Принцип системности.
- Принцип командного единства.
- Принцип самоопределения участников совместной деятельности.
- Принцип комплексности в решении проблем.
- Принцип стратегической перспективы организации.
- Принцип активности, ответственности и инициативы.
- Принцип управления в форме «социального участия».
- Принцип рефлексивного управления.
Механизмы управления инновационной деятельностью
- Изменение содержания управленческой деятельности.
- Формирование коллективного субъекта управления.
- Делегирование полномочий участникам инновационной деятельности.
- Анализ и оценка инновационной деятельности.
- Стимулирование и мотивация.
- Управление знаниями.
Изменение содержания управленческой деятельности
- Обеспечение устойчивого функционирования всех структур и подсистем учреждения образования.
- Создание условий для инновационной деятельности всех участников инновационного проекта.
- Формирование инновационного климата или психологической готовности педагогов к инновационным действиям и рискам.
- Активное формирование и использование различных информационных потоков, обеспечение свободного доступа к информации.
- Создание организационных форм (проектные, целевые, рабочие группы, научно-методические и экспертные советы, консалтинговые и информационно-методические центры и т.п.) для баланса управленческих полномочий и реализации принципов общественно-государственного управления.
- Построение новой системы отношений, не иерархических, а партнерских.
- Создание механизма взаимодействия традиций и инноваций, объединение потенциалов «старого» и «нового».
Коллективный субъект управления
Коллективный субъект управления предполагает включенность в процесс управления всех участников инновационной деятельности.
Основные характеристики коллективного субъекта управления:
- целенаправленность (стремление к единой цели);
- мотивированность (готовность к совместной деятельности);
- интегрированность (взаимосвязь и взаимодействие субъектов);
- структурированность (чёткость взаимного распределения функций и ответственности);
- согласованность (взаимная обусловленность действий);
- организованность или управляемость (подчинённость определённому порядку деятельности);
- результативность (способность достичь положительного результата).
Делегирование полномочий
- Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения в определенном виде деятельности.
- Принцип делегирования полномочийсостоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.
Преимущества делегирования полномочий:
- сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития организации;
- мотивация творческих и активных работников;
- способ профессионального обучения;
- способ профессиональной карьеры.
Анализ и оценка деятельности
Задачи:
- стимулирование;
- повышение эффективности;
- обучение;
- продвижение в карьере;
- перераспределение;
- аналитические цели;
- перспективы развития организации;
- поощрения и наказания.
Стимулирование и мотивация
- Денежные стимулы.
- Неденежные стимулы.
- Нематериальные стимулы (социальные, моральные, социально-психологические).
Управление знаниями
- Управление знаниями – систематический процесс идентификации, использования и передачи знаний внутри организации.
Менеджмент знаний способствует созданию особой корпоративной культуры, которая стимулирует педагогов к постоянному обмену опытом, к творческому росту, а также к формированию «коллективного» знания.
Инновационное управление
- Цель и результат инновационного управления:
появление педагогов с высоким уровнем готовности и мотивации к инновационной деятельности, к постоянным изменениям и самосовершенствованию.