Информационно-коммуникационное образовательное пространство учреждения образования при реализации инновационного проекта
Информационно-коммуникационное образовательное пространство учреждения образования – это специально организованный комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения его эффективности. Субъектами информационно-коммуникационного образовательного пространства являются все участники учебно-воспитательного процесса: учащиеся, педагоги, родители, администрация, молодежные и общественные объединения и т.д.
Основными функциями информационно-коммуникационного образовательного пространства (ИКОП) являются:
- информативная, обеспечивающая предоставление открытого доступа к информации и создание условий для информативного обмена;
- коммуникационная, позволяющая поддерживать внутрисистемный информационный обмен и связи с внешним информационным пространством;
- развивающая, культуроформирующая и профессиональноориентирующая, связанная с развитием личностных, творческих и профессиональных качеств участников образовательного процесса.
Основными педагогическими принципами формирования и функционирования ИКОП являются:
- принцип комплексного подхода, который проявляется в научно обоснованном определении уровня, программно-целевом подходе к развитию и управлению образовательной средой УО, кооперацию заинтересованных объектов, изменение традиционных взглядов на средства, методы и сам образовательный процесс;
- принцип системного построения, который реализуется путем создания организационно-методических структур, обеспечивающих функционирование и совершенствование информационного образовательного пространства (информационных центров, центров методической поддержки педагогов, медиатек и т.д.), обеспечения информационных связей на всех уровнях, развития информационных обменов;
- принцип гуманистической направленности обеспечивается образовательно-воспитательной направленностью информационных массивов, доступностью получения информации пользователю любого уровня, возможностью образовательного, профессионального, культурного развития всех субъектов ИКОП;
- принцип релевантности информационного обеспечения и непрерывности в функционировании ИКОП поддерживается наличием механизмов, способных максимально удовлетворить информационную потребность пользователей периодическим контролем за состоянием и обновлением информационных массивов, постоянным внедрением в деятельность новых средств работы с различными источниками и носителями информации.
Педагогам инновационного учреждения образования необходимы не только широта взглядов, эрудиция и высокое профессиональное умение, но и способность выявлять и оценивать круг возможных информационных источников (включая имеющиеся в УО программные средства, электронные документы и ресурсы компьютерных сетей); организовывать и представлять выделенную информацию наиболее эффективным способом; использовать современные компьютерные технологии; использовать электронные коммуникационные среды для организации взаимодействия учащихся, педагогов, родителей, представителей общественных объединений; внедрять информационные образовательные технологии в свою повседневную практическую деятельность.
Активная работа в информационно-коммуникационном образовательном пространстве инновационного учреждения ведет к возникновению и развитию в нем различных документальных информационных ресурсов, включающих информационные стенды, профориентационные кабинеты, электронные программы, методические пособия, памятки, рекомендации, возможность доступа и Интернет-ресурсам, материалы периодических изданий, фотогалереи проведенных мероприятий, мультимедийные презентации, видеофильмы, электронные альбомы и др. Все это способствует качественному внедрению инновационного проекта, дает возможность транслировать эффективный опыт работы всем субъектам образовательного процесса, а также делает прозрачным процесс инновационной деятельности УО.