Методическое сопровождение инновационной деятельности
Методическая поддержка инновационной деятельности включает организационное, учебно-методическое и научно-методическое и научно-методическое сопровождение процесса введения в школьную практику инновации. Это сопровождение является одной из функций методической службы и должностной обязанностью методиста, функциональной обязанностью руководителя методического объединения.
Влияние методической службы должно носить комплексный характер и включать в себя следующие виды деятельности: изыскание, экспертиза, авторский надзор, мониторинг, реконструкцию и анализ.
Процесс нововведения можно представить посредством последовательности семи взаимосвязанных этапов:
- Самоопределение на модель изменений (подготовительный).
- Описание желаемого будущего.
- Институционализация инновации.
- Описание настоящего (как далеко мы находимся от планируемого будущего).
- Планирование процесса инновационной деятельности.
- Осуществление перемен.
- Анализ, обобщение, самоопределение на дальнейшее развитие организации.
На подготовительном этапе методическая поддержка заключается в осуществлении помощи при проблематизации деятельности коллектива, поиске необходимой литературы, определении критериев выбора модели изменений, изучение выбранной модели, организации обучения.
На этапе описания желаемого будущего методическая служба осуществляет консультирование, предлагает образцы инструментария, с которым будут работать педагоги.
На этапе институционализации инновации методическая служба презентует коллективу и заинтересованным лицам модель будущей школы, консультирует по написанию проекта-заявки, помогает в поиске научного консультанта, поддерживает проект на этапе экспертизы.
На этапе изучения и описания настоящего при поддержке методической службы выявляются существующие проблемы и их причины, обобщаются полученные данные.
На этапе планирования процесса инновационной деятельности методической службой осуществляется планирование изменений, мониторинг продвижения новшества, процесс обучения персонала, консультирование.
На этапе осуществления перемен методическая служба корректирует планы, осуществляет мониторинг, консультирует педагогов.
На этапе обобщения при поддержке методической службы обобщаются результаты нововведений, определяется вектор дальнейшего развития учреждения образования, составляется итоговый отчет.