Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Психологическое сопровождение инновационной деятельности

Дата: 11 марта 2016 в 19:01, Обновлено 18 июля 2019 в 08:39

Психологическое сопровождение инновационной деятельности

Психологическое сопровождение является неотъемлемой частью инновационной деятельности учреждения образования.

В связи с этим возникает необходимость разработки программы психологического сопровождения инновационной деятельности, направленной на:

  • отслеживание процессов развития воспитанников;
  • отслеживание результатов инновационной деятельности;
  • отслеживание эмоционального состояния педагогов дополнительного образования.

Важную роль в этом процессе играет психологическая культура педагога как основа профессионализма. В качестве психологических качеств, отражающих психологическую культуру педагога, выступают педагогическое мышление, эрудиция, целеполагание, предвидение, рефлексия.

Центральным фактором психологической культуры педагога является умение строить взаимоотношения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Психологическое сопровождение должно быть направлено на решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением субъектов образовательной деятельности и их профессиональным развитием.

Цель психологического сопровождения инновационной деятельности  - создание безопасного социально-психологического климата, где каждый  субъект инновационной деятельности может творчески реализовать свои  возможности личностного и профессионального роста.

Задачи психологического сопровождения:

  • формирование у педагогов психологической культуры взаимоотношения и взаимодействия с обучающимися (через коррекцию взаимоотношений в системе «педагог-обучающийся» направленную на формирование мотивации);
  • формирование у родителей психологической культуры взаимоотношения и взаимосвязи с ребенком (через коррекцию взаимоотношений в системе  «родитель-ребенок»);
  • обеспечение совместной работы психолога, родителей и педагогов по формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся УО;
  • обеспечения оптимизации деятельности педагогических команд,    направленных на формирование детско-профессионально-социальных        общностей (через организацию детско-взрослых переговорных площадок);
  • определение условий, способствующих личностному и профессиональному самоопределению учащихся, а также самовоспитанию;
  • определение условий, способствующих снижению эмоционального выгорания педагога и его психологической деформации.

                                           Виды психологического сопровождения

Психодиагностика

Основными задачами исследования являются:

  • «обнаружение искомого» ответа на вопросы, вызвавшие  необходимость данного исследования;
  • поиск наиболее подходящих педагогических воздействий для оптимизации образовательного пространства; в-третьих, осуществления контроля динамики психического развития учащихся с целью коррекции обнаруживаемых отклонений;
  • выявление особенностей нравственного и психического развития учащихся, сформированности определенных психических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.

Психопрофилактика

Это организация образовательного процесса, способствующего удовлетворению, возрастных потребностей учащихся, качественного взаимодействия взрослых и детей.

Содержание психопрофилактической работы состоит в следующем:

  • выявление психологических особенностей учащихся, обуславливающих возникновение определенных сложностей или отклонений в их интеллектуальном или личностном развитии;
  • предупреждение психологической перегрузки учащихся, связанной с характерологическими особенностями личности;
  • формирование благоприятного психологического климата в учреждении: оптимизация формы общения в педагогическом коллективе (взрослый- взрослый); улучшение формы общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый-ребенок), учащихся между собой (ребенок-ребенок);
  • проведение различных форм работы с педагогами, педагогами-организаторами, управленцами направленных на изучение личностных особенностей обучающихся и форм психолого-педагогического сопровождения.

Психологическая консультация

Осуществление консультаций учащихся, педагогов, родителей, администрации по проблемам обучения, формирования личности, жизненного самоопределения, самовоспитания и межличностных взаимоотношений.

Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, родительских собраниях.

Психологическая коррекция

Осуществление активного воздействия на процесс формирования личности учащегося.

Преодоление отклонений в развитии, нарушении в обучении и поведении учеников.

             Разработка и реализация программ, направленных на формирование личности учащихся с учетом задач развития на каждом возрастном этапе (программа  «Одаренные дети»).

Разработка и осуществление программ, направленных на устранение проблем в психологическом развитии обучающихся.

Разработка и осуществление программ психологической помощи учащимся, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях (программа «Группа риска»).

Результативность работы

Показать педагогическому коллективу разные стороны психических и личностных характеристик учащихся, подчеркивая положительные и сильные стороны.

Выдвинуть доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед для построения совместной работы психолога с педагогическим коллективом.

Сформировать единство педагогических требований к каждому учащихся в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей.

Направления психологического сопровождения

Работа с учащимися  включает:

  • проведение тренингов личностного самоопределения, профессионального самоопределения, самовоспитания, арт-терапии;
  • оказание помощи в решении психологических проблем;
  • проведение психодиагностического исследования личностных особенностей обучающихся;
  • информирование об итогах психолого-педагогического обследования;
  • проведение индивидуальных консультаций по запросу обучающихся, родителей, администрации, педагогов;
  • проведение профориентационной работы с учащимися.

Работа с родителями включает:

  • проведение родительских собраний для обеспечения родителей знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся характерологических свойствах у детей;
  • проведение психодиагностики по определению социально-психологического типа личности обучающегося на родительских собраниях;
  • проведение индивидуальных консультаций по проблемам личностного развития обучающегося по результатам психодиагностического исследования социально-психологического типа личности;
  • проведение тематических семинаров по проблемам родительско-детских отношений.

Работа с педагогами включает:

  • проведение тематических семинаров в целях обеспечения педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся социально-психологических типах личности, о методах профориентации;
  • проведение практических семинаров в целях формирования навыков использования диагностической информации о характерологических свойствах личности и их влияния на выбор будущей профессии;
  • проведение индивидуальных консультаций по вопросам межличностных взаимоотношений учащихся;
  • определение стратегий педагогической помощи учащимся, испытывающим определенные трудности в общении, поведении и психологическом самочувствии;
  • определение педагогической стратегии и тактики собственной деятельности в рамках обучения и социализации учащихся.

Работа с администрацией включает:

  • информирование о деятельности психологического сопровождения образовательного процесса в гимназии;
  • совместное решение вопросов по оптимизации психологического обеспечения образовательного процесса в УО;
  • совместное решение вопросов, связанных с осуществлением индивидуализированного и дифференцированного подходов при организации профориентационной работы в УО;
  • участие в разработке планов работы гимназии.

Реализация цели и задач психологического сопровождения педагогов возможна при осуществлении совместной деятельности педагогов, родителей и психолога, выражающейся в организации и проведении просветительских и практических семинаров, групповых и  индивидуальных  консультаций, тренингов и т.п.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.