Психологическое сопровождение инновационной деятельности
Психологическое сопровождение является неотъемлемой частью инновационной деятельности учреждения образования.
В связи с этим возникает необходимость разработки программы психологического сопровождения инновационной деятельности, направленной на:
- отслеживание процессов развития воспитанников;
- отслеживание результатов инновационной деятельности;
- отслеживание эмоционального состояния педагогов дополнительного образования.
Важную роль в этом процессе играет психологическая культура педагога как основа профессионализма. В качестве психологических качеств, отражающих психологическую культуру педагога, выступают педагогическое мышление, эрудиция, целеполагание, предвидение, рефлексия.
Центральным фактором психологической культуры педагога является умение строить взаимоотношения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Психологическое сопровождение должно быть направлено на решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением субъектов образовательной деятельности и их профессиональным развитием.
Цель психологического сопровождения инновационной деятельности - создание безопасного социально-психологического климата, где каждый субъект инновационной деятельности может творчески реализовать свои возможности личностного и профессионального роста.
Задачи психологического сопровождения:
- формирование у педагогов психологической культуры взаимоотношения и взаимодействия с обучающимися (через коррекцию взаимоотношений в системе «педагог-обучающийся» направленную на формирование мотивации);
- формирование у родителей психологической культуры взаимоотношения и взаимосвязи с ребенком (через коррекцию взаимоотношений в системе «родитель-ребенок»);
- обеспечение совместной работы психолога, родителей и педагогов по формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся УО;
- обеспечения оптимизации деятельности педагогических команд, направленных на формирование детско-профессионально-социальных общностей (через организацию детско-взрослых переговорных площадок);
- определение условий, способствующих личностному и профессиональному самоопределению учащихся, а также самовоспитанию;
- определение условий, способствующих снижению эмоционального выгорания педагога и его психологической деформации.
Виды психологического сопровождения
Психодиагностика
Основными задачами исследования являются:
- «обнаружение искомого» ответа на вопросы, вызвавшие необходимость данного исследования;
- поиск наиболее подходящих педагогических воздействий для оптимизации образовательного пространства; в-третьих, осуществления контроля динамики психического развития учащихся с целью коррекции обнаруживаемых отклонений;
- выявление особенностей нравственного и психического развития учащихся, сформированности определенных психических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.
Психопрофилактика
Это организация образовательного процесса, способствующего удовлетворению, возрастных потребностей учащихся, качественного взаимодействия взрослых и детей.
Содержание психопрофилактической работы состоит в следующем:
- выявление психологических особенностей учащихся, обуславливающих возникновение определенных сложностей или отклонений в их интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение психологической перегрузки учащихся, связанной с характерологическими особенностями личности;
- формирование благоприятного психологического климата в учреждении: оптимизация формы общения в педагогическом коллективе (взрослый- взрослый); улучшение формы общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый-ребенок), учащихся между собой (ребенок-ребенок);
- проведение различных форм работы с педагогами, педагогами-организаторами, управленцами направленных на изучение личностных особенностей обучающихся и форм психолого-педагогического сопровождения.
Психологическая консультация
Осуществление консультаций учащихся, педагогов, родителей, администрации по проблемам обучения, формирования личности, жизненного самоопределения, самовоспитания и межличностных взаимоотношений.
Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, родительских собраниях.
Психологическая коррекция
Осуществление активного воздействия на процесс формирования личности учащегося.
Преодоление отклонений в развитии, нарушении в обучении и поведении учеников.
Разработка и реализация программ, направленных на формирование личности учащихся с учетом задач развития на каждом возрастном этапе (программа «Одаренные дети»).
Разработка и осуществление программ, направленных на устранение проблем в психологическом развитии обучающихся.
Разработка и осуществление программ психологической помощи учащимся, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях (программа «Группа риска»).
Результативность работы
Показать педагогическому коллективу разные стороны психических и личностных характеристик учащихся, подчеркивая положительные и сильные стороны.
Выдвинуть доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед для построения совместной работы психолога с педагогическим коллективом.
Сформировать единство педагогических требований к каждому учащихся в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей.
Направления психологического сопровождения
Работа с учащимися включает:
- проведение тренингов личностного самоопределения, профессионального самоопределения, самовоспитания, арт-терапии;
- оказание помощи в решении психологических проблем;
- проведение психодиагностического исследования личностных особенностей обучающихся;
- информирование об итогах психолого-педагогического обследования;
- проведение индивидуальных консультаций по запросу обучающихся, родителей, администрации, педагогов;
- проведение профориентационной работы с учащимися.
Работа с родителями включает:
- проведение родительских собраний для обеспечения родителей знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся характерологических свойствах у детей;
- проведение психодиагностики по определению социально-психологического типа личности обучающегося на родительских собраниях;
- проведение индивидуальных консультаций по проблемам личностного развития обучающегося по результатам психодиагностического исследования социально-психологического типа личности;
- проведение тематических семинаров по проблемам родительско-детских отношений.
Работа с педагогами включает:
- проведение тематических семинаров в целях обеспечения педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся социально-психологических типах личности, о методах профориентации;
- проведение практических семинаров в целях формирования навыков использования диагностической информации о характерологических свойствах личности и их влияния на выбор будущей профессии;
- проведение индивидуальных консультаций по вопросам межличностных взаимоотношений учащихся;
- определение стратегий педагогической помощи учащимся, испытывающим определенные трудности в общении, поведении и психологическом самочувствии;
- определение педагогической стратегии и тактики собственной деятельности в рамках обучения и социализации учащихся.
Работа с администрацией включает:
- информирование о деятельности психологического сопровождения образовательного процесса в гимназии;
- совместное решение вопросов по оптимизации психологического обеспечения образовательного процесса в УО;
- совместное решение вопросов, связанных с осуществлением индивидуализированного и дифференцированного подходов при организации профориентационной работы в УО;
- участие в разработке планов работы гимназии.
Реализация цели и задач психологического сопровождения педагогов возможна при осуществлении совместной деятельности педагогов, родителей и психолога, выражающейся в организации и проведении просветительских и практических семинаров, групповых и индивидуальных консультаций, тренингов и т.п.