Исследовательская деятельность педагога в рамках реализации инновационного проекта
Наше учреждение образования впервые является республиканской площадкой для реализации инновационного проекта, поэтому опыт организации деятельности педагогов-исследователей только начинает формироваться.
Понимание значимости эффективной исследовательской работы педагогов как одного из ведущих составляющих успешного осуществления инновации поставило нас перед необходимостью выстраивания системы работы по управлению развитием исследовательской компетентности педагогов – участников творческой группы по реализации проекта, которую я представлю на примере организации инновационной деятельности по внедрению программы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Важнейшим из условий успешного введения инновации является наличие у участников проекта необходимой квалификации: общих характеристик профессиональной компетентности учителя, исследовательских умений.
Участник нашего инновационного проекта в начале его осуществления должен:
- понимать и осознавать актуальность проблемы модернизациитрадиционной практики профориентационной работы;
- иметь высокую мотивацию к обновлению своей практики;
- знать требования к организации занятий по программам профессиональногосамоопределения, потребность региона в определенного рода специалистах;
- алгоритм организации и проведения детско-взрослых переговорных площадок;
- критерии и показатели эффективности профориентационной деятельности;
- формы осуществления профессионального самоопределения учащихся.
Педагог должен быть готов к изучению: а) составляющих методологической культуры и исследовательской компетентности,чтобы вычленить специальные исследовательские умения, которые каждый должен в себе развивать; б)нормативной и психолого-педагогической литературы по теме инновационной деятельности.
Определение содержания исследований педагогов
Для того, чтобы исследования педагогов не носили спонтанный характер, их содержание нужно определять целями, задачами обшегимназических исследований.
Типология исследовательской деятельности педагогов следующая:
- Исследование эффективности инновации (диагностические исследования);
- Проектировочные исследования;
- Рефлексивные исследования, что обеспечит качественное осуществление инновационной деятельности.
Диагностическиеисследования - это исследование эффективности инновации. Осуществляется через мониторинг хода и промежуточных результатов инновационной деятельности и образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями централизованно методической и психологической службой, а так же каждым педагогом по отдельным критериям и показателям.
В первую очередь, это исследование динамики уровня сформированности готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Осуществляется по следующим направлениям:
1.Формирование информационной готовности;
2.Формирование практической готовности;
3.Формирование мотивации выбора профессии;
4.Формирование эмоционально-волевой сферы.
В ходе проведения занятий, направленныхна знакомство учащихся с рынком профессий иизучении ими собственных возможностей, педагогамидолжны исследоваться приращения в профессиональной осведомленности учащихся по всем показателям информационной готовности.
Педагогом должны отслеживаться:
- мотивы выбора профессии, эмоционально-волевой сферы;
- виды профессий (профессия, специальность, распространенность профессии,отрасль хозяйства);
- видах интересующей их профессиональной деятельности;
- конкурентоспособность на рынке труда;
- перспективы развития профессии;
- психофизиологическиетребования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевым качествам, деловым качествам);
- перечень необходимых профессиональных знаний и навыков;
- качества, препятствующие эффективной профессиональной деятельности;
- формы подготовки кадров, учебные заведения.
Данные исследования должны служить педагогам для дальнейшей коррекции занятий по профессиональному самоопределению учащихся, а также обощаться методической и психологической службой для разработки системы психолого-педагогического сопровождения по формированию и развитию профессионально значимых качеств личности.
Предполагаемые темы исследовательской деятельности педагогов
- Исследование динамики осознанности профессионального выбора на разных возрастных этапах;
- Эффективные приемы развития личностных мотивов профессионального выбора с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
- Оптимальностьметодов профессионального самоопределения по каждой из сфер профессиональной деятельности: человек – человек; человек –природа; человек – знаковая система, человек – техника, человек – художественный образ;
- Разработка системы психолого-педагогического сопровождения деятельности по формированию готовности к осознанному выбору профессии через включение в работу детско-взрослых переговорных площадок; и др.
Исследования позволят разработать методическое сопровождение системы занятий по профессиональному самоопределению учащихся посредством учебных занятий и внеурочной деятельности.
Для решения задачи создания системы психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности педагогом-психологом должны быть:
- разработаны подходы к осуществлению диагностического обследования по изучению типа будущей профессиональной деятельности учащихся и индивидуальных предпочтений учащихся;
- отслежена эффективность проведенного диагностического обследования для формирования и работы групп для прохождения профессиональных проб по каждой их сфер профессиональной деятельности: «человек-человек», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – техника», «человек – художественный образ»;
- систематизированы материалыдля диагностики готовности учащихся к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности (по выявлению уровня профессиональной осведомленности, сформированности волевой сферы, ключевых компетенций);
- создан банк методик по изучению личностных характеристик, учащихся для возможности их реализации в рамках определенной профессии; программы профконсультирования с учетом возрастных особенностей учащихся;программытренинговых занятий по профориентации (в т.ч. профориентационные игры);
- разработаны и апробированы материалы для проведения психологического просвещения учащихся, родителей и педагогов по теме выбора профессии (выступления на педсоветах и родительских собраниях, классных часах).