Родительское собрание "Папа, мама, я - читающая семья"
В 1 полугодии технику чтения можно не проверять. На конец 2 полугодия у ребенка должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов. В 1 классе оценки не ставятся, ученик либо «справился», либо «не справился» с заданием.
Навыки и основы чтения закладываются детям в 1 классе. Поэтому в этот период крайне важно обращать особое внимание на успехи малышей в школе, с целью оказания им своевременной помощи в случае отставания.
Здравствуйте! Спасибо вам, уважаемые родители, за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу.
Прочитайте, пожалуйста, текст.
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.
Кто не смог прочитать этот текст? Почему?
По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.
Сегодня мы поведём разговор о книге, её ценности для каждого человека, узнаем приёмы и методы приобщения ребёнка к чтению.
Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить классное родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем вам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Хочу начать наше собрание со слов Ричарда Баха: «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге». Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению. Сегодня на собрании я вам предлагаю подумать над проблемой детского чтения и в конце сделать вывод.
Как вы думаете, уважаемые родители, что такое чтение?
Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально-значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторических и текущих событиях. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножение богатства родного языка.
Ваши дети научились читать! Однако, напрасно вы думаете, что теперь они возьмут книгу, сядут в уголок и начнут с интересом читать. Ничего подобного! Ваши дети пока не могут получить удовольствие от собственного чтения. Хотите, чтобы они читали быстро, правильно, выразительно? Грамотный читатель должен обладать хорошей техникой чтения.
Быстрому чтению препятствуют следующие факторы:
неправильное дыхание при чтении;
плохая артикуляция, слабый уровень владения речевым аппаратом;
возвратное движение глаз (регрессия);
малое поле зрения;
неразвитая антиципа́ция ( смысловая догадка);
плохая память;
неустойчивое внимание.
Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на технику чтения.
Тренинговые упражнения.
Проведём тренинговые упражнения для детей и их родителей по совершенствованию техники чтения:
1 ФАКТОР
Неправильное дыхание при чтении.
Работа над правильностью дыхания.
Дыхательные упражнения «Задуй свечу».
Воздух набираем дружно –
Потушить нам свечку нужно!
Молодцы! Задули 1 свечу!
Воздух снова набираем,
И толчками выпускаем!
Молодцы! Задули 2 свечи!
Снова вдох нам сделать нужно.
Три свечи потушим дружно!
Молодцы! Задули 3 свечи!
2 ФАКТОР
Плохая артикуляция, слабый уровень владения речевым аппаратом.
Упражнения для работы над артикуляцией: чтение гласных, согласных, чистоговорок, скороговорок.
Артикуляция гласных, согласных.
Делаем глубокий вдох и на выдохе читаем гласные или согласные одного ряда:
АОУЫИЭ, АЫОУЭИ,
ОУАЭИЫ, ОЫИАУЭ
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
МРГКТБДЗЩЗБЧВН
Чтение чистоговорок.
Ра – ра – ра – начинается игра.
Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.
Ло - ло - ло — на улице тепло.
My - му - му — молоко кому?
Ры - ры - ры — летают комары.
Чтение скороговорок.
Хохлатые хохотушки хохотали ха-ха-ха.
3 ФАКТОР
Возвратное движение глаз (регрессия).
Причины регрессий:
сила привычки;
отсутствие внимания.
Устранение регрессии происходит через сужение поля зрения.
Упражнение «Чтение с окошечком».
4 ФАКТОР
Малое поле зрения.
Упражнения, помогающие расширить поле зрения.
Работа с таблицами Шульте.
1)Как можно быстрее назови все числа (буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2) Старайся запомнить расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел (букв).
3) Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
Упражнение «Пирамида».
Слова читаем, начиная с верхней строчки, расширяя поле зрения.
5 ФАКТОР
Неразвитая антиципа́ция ( смысловая догадка).
Чтение с пропущенными окончаниями.
Придумай. Доскажи.
Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки.
Подумай. Прочитай.
Упражнение «Пол-арбуза».
Догадайся. Прочитай.
6 ФАКТОР
Упражнения для развития памяти.
Зрительные диктанты по системе профессора И.Т. Федоренко.
7 ФАКТОР
Упражнения для развития внимания.
Найди среди букв слова и подчеркни их.
Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно.
Раздели предложение на слова.
Сформированность техники чтения влияет на:
повышение качества успеваемости;
общее развитие речи – учащиеся в своей речи используют чаще распространённые предложения, эпитеты, сравнения;
сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень.
Давайте порассуждаем на тему, какие приёмы можно использовать для того, чтобы привлечь ребёнка к чтению?
Уважаемые родители, кто из вас любит читать?
Какие произведения вы читали в этом месяце?
Какие книги вы любили читать в детстве?
Как вы приобщаете ребёнка к чтению?
Приёмы чтения дома:
1.Чтение абзац – мама, абзац – ребёнок.
2.Чтение вслух с похвалой.
3.Игра «Почитаем вечером папе?»
4.Игра «Поиграем в школу?» Ты будешь учителем и научишь меня читать.
5. После прочтения спросить у ребёнка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным героям.
6.Ребёнок прочитает небольшую часть текста и после этого получает кратковременный отдых.
Семейное домашнее задание
Читательский дневник, который способствует развитию читательских умений: учит понимать текст, пересказывать его и сочувствовать герою.
Семейное домашнее задание: завести тетрадь, где сделать табличку (автор книги, название книги, и небольшой отзыв или рисунок обучающегося об этой книге).
Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим людям. Доброе дело – это дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должно, правильно.
Памятка «Алгоритм семейного чтения»
1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день (возможно в паре)
4. После прочтения спросите у ребенка, понравилось ли ему произведение, чем?
5. Попросите рассказать о чём произведение, его главном герое и главных событиях в произведении.
Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и в развитии у них устойчивого интереса к чтению, следует направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.
Трудно детей своих воспитать,
Многое нужно для этого знать.
Родителям я хочу пожелать:
Детям всегда во всём помогать,
В школу с утра ребёнка собрать,
Напутствия вовремя добрые дать,
Умную книжку успеть прочитать,
А в выходной не забыть погулять,
Чтобы болезней всех избежать,
Надо ещё детей закалять,
Собрания также все посещать,
Школе по мере сил помогать.
А главное – без сомнения –
Желаю я вам терпения!
От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному — читать правильно, бегло, выразительно и осознанно. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно. Навык чтения во многом определяет эффективность обучения по другим предметам. Именно поэтому очень важно отслеживать развитие навыка чтения у каждого ученика, проводить необходимую работу по совершенствованию техники чтения. На момент завершения начального образования, у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Несомненно, важно одно: чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Ведь именно этот фактор является залогом дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.