9 "Б"
Рыбак Лилия Николаевна
Дубенок Ирина Ивановна
Попова Надежда Валерьевна
Витковская Вероника Валерьевна
Как помочь ребёнку преодолеть компьютерную зависимость?
Чем больше у ребенка психологических барьеров
в повседневной реальной жизни, тем быстрее и
глубже он погрузится в виртуальную реальность.
В.В. Барцалкина
Каждому из нас приходилось неоднократно использовать компьютер:
печатать текст, читать книги и статьи, устанавливать социальные контакты.
Наши дети – не исключение. Только, в отличие от нас, у них меньше
жизненного опыта и, соответственно, больше вопросов, на которые им
хочется как можно быстрее получить ответы. Однако родители не всегда
готовы к вопросам современных детей. Многое из того, что нам с Вами
хорошо знакомо, перестало быть востребованным. Появилось много новой
информации. В такой ситуации самым знающим и оперативным, готовым
дать ответ на любой вопрос становится компьютер. Так постепенно ребёнок
привыкает к своему молчаливому, но очень эрудированному собеседнику.
Начинает согласовывать с ним свои потребности, желания, представления.
Начинает жить в новом, компьютерном мире, в новой, виртуальной
реальности. Перестаёт замечать уникальные возможности, которые даёт
каждому из нас повседневная жизнь. Погружается в общение с
виртуальными собеседниками, которые предпочитают анонимность
подлинному человеческому взаимодействию. В результате, появляется
компьютерная зависимость.
Понятие «зависимость» обозначает патологическое пристрастие
человека по отношению к чему-либо. Соответственно, «компьютерная
зависимость» – «пристрастие к занятиям,
связанным с использованием компьютера,
приводящее к резкому сокращению всех
остальных видов деятельности, ограничению
общения с другими людьми» (А.Л. Венгер).
Речь идёт об игровой зависимости, Интернет-зависимости и зависимости от
социальных сетей.
Компьютерная зависимость появляется тогда, когда человек перестаёт
делать свободный, самостоятельный выбор в пользу компьютера. Компьютер
сам притягивает, «выбирает» человека и начинает управлять его эмоциями,
2
Настоящая опасность не в том, что
компьютер однажды начнет
мыслить, как человек, а в том, что
человек однажды начнет мыслить,
как компьютер.
Сидни Харрис
Нас в детстве не могли загнать
домой, чтоб хотя бы поели.
Теперь детей не могут выгнать
на улицу, чтоб хотя бы
подышали.
Народная мудрость
мыслями, поступками. Виртуальная реальность создаёт представление о
реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного,
повседневного. Компьютерный мир становится дороже человеческих
отношений.
Возникает закономерный вопрос: что
делать? Давайте будем вместе с Вами,
уважаемые родители, искать пути решения
проблемы детской компьютерной зависимости.
Прежде всего, выясним, каковы её причины.
Нарушение процессов обмена
информацией. Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди
сверстников, ребёнок может «уйти» в другую, компьютерную реальность, где
он находит и общение, и много информации;
Скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром. В
реальной жизни ребёнок может иметь не очень хорошую успеваемость,
чувствовать себя уязвимым и испытывать высокую тревожность, считая, что
люди относятся к нему враждебно. В то время как в компьютерном мире, он
«великий воин» или «отважный капитан космического корабля». Он
абстрагируется от проблем реального мира, так как в виртуальном мире он
может всё, он сам устанавливает правила;
Трудности самовыражения, как правило, связаны с отсутствием у
ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не
связанных с компьютером. Те мечты, которые ребёнок не может воплотить в
реальности, он легко может воплотить в виртуальном мире;
Нарушение социальной адаптации. Пожалуй, наиболее важная
составляющая, обобщающая все остальные. Отсутствие теплых,
доверительных отношений в семье, недостаток общения, отсутствие у
родителей искреннего интереса к миру ребёнка ограничивают его
возможности в развитии и способствуют формированию у него пассивного
стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособности к
взаимодействию с социальным пространством.
Самое важное, на что необходимо обратить внимание, говоря о детской
компьютерной зависимости, состоит в
следующем: причина такого пристрастия
заключается не в привлекательности
компьютерных возможностей, а в
неудовлетворённости повседневной
жизнью и её перспективами. Ребёнок
получает недостаточное количество
интенсивных положительных эмоций, в его жизни мало заинтересованных в
общении с ним людей, он не ощущает жизни во всех её проявлениях.
Поэтому он моделирует свою жизнь: перестаёт быть самим собой,
погружается в атмосферу анонимности, вседозволенности и
экспериментирует, выясняя, какой он и на что способен. Ему кажется, что
пока он находится в виртуальной реальности, он абсолютно защищён от
3
трудностей, ошибок и тревог. Однако, к сожалению, ребёнок не
задумывается над тем, почему ему становится всё труднее и труднее
возвращаться из компьютерного мира в реальный мир. Ведь всё дело в том,
за предоставляемые компьютером возможности он не только платит (теряет)
деньги, но и теряет связь с самим собой и реальной жизнью. Вот почему с
каждым новым компьютерным сеансом ребёнок всё увереннее чувствует
себя в виртуальной реальности и всё меньше понимает, что происходит в
окружающем мире.
Подобная ситуация закономерна, поскольку наши человеческие
возможности не позволяют нам установить тотальный контроль за всеми
проявлениями нашей жизни, ведь мы не всесильны, мы обыкновенные люди.
Соответственно, приходиться делать выбор, а потом нести ответственность
за последствия его осуществления. Главная опасность выбора в пользу
виртуальной реальности – утрата самого себя, утрата взаимопонимания с
близкими людьми, утрата времени жизни.
Теперь самое время рассмотреть признаки компьютерной зависимости,
разобраться есть ли проблема компьютерной зависимости в Вашей семье?
Определить зависимость ребёнка от компьютера можно с помощью
специального теста. Вам, уважаемые родители, необходимо внимательно
прочитать каждое утверждение и, в зависимости от того, соответствует оно
или не соответствует поведению Вашего ребёнка, ответить «да» или «нет».
Тест на выявление у ребёнка компьютерной зависимости (А.В. Котляров):
1. Ребёнок ежедневно играет на компьютере.
2. Начав игру, ребёнок теряет чувство времени.
3. Ребёнок испытывает затруднения, раздражается, грустит при
необходимости закончить компьютерную игру.
4. Ради компьютерной игры ребёнок жертвует времяпровождением с
семьей, друзьями.
5. Ребёнок преимущественно находится в хорошем настроении,
занимаясь компьютерными играми.
6. Гордится своими результатами, всем, кому только можно, об этом
сообщает.
7. Из-за компьютерной игры ребёнок пренебрегает сном.
8. После компьютерной игры у ребёнка возникают головные боли.
9. В обычной жизни ребёнок испытывает пустоту, раздражительность,
подавленность, которые исчезают при игре за компьютером.
10.При помощи игры за компьютером ребёнок достигает жизненных
целей, решает проблемы.
11.Из-за компьютерной игры у ребёнка наблюдаются проблемы с
учёбой.
12.Из-за компьютерной игры ребёнок пренебрегает питанием или ест, не
отходя от монитора.
13.Ребёнок испытывает потребность проводить за игрой все больше
времени.
14.Из-за компьютерной игры ребёнок пренебрегает личной гигиеной.
4
В реальной жизни человек не способен
изменить даже свою судьбу – не то, что
судьбы человечества. … компьютерный
мир... дает иллюзию власти. Во всех своих
проявлениях, от мощных текстовых
редакторов, до сетей, где нет
расстояний, и игр, где сокрушаешь
цивилизации и покоряешь галактики.
С.В. Лукьяненко
Компьютеры мешают нам жить,
они отбирают наше время. Люди
слишком много работают за
компьютерами, вместо того чтобы
слушать и слышать друг друга.
Рэй Брэдбери
15.Во время компьютерной игры ребёнок полностью отрешается от
реальной действительности, целиком переносясь в мир игры.
16.После компьютерной игры у ребёнка возникает сухость слизистой
оболочки глаз.
17.Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения
комфортного состояния ребёнка.
Анализ результатов: за каждый ответ «да» начисляется 1 балл. Если
сумма превышает 5 баллов, то Ваш ребёнок попал в компьютерную
зависимость.
Теперь самое время, уважаемые родители, подумать над тем, как Вы
можете помочь Вашему ребёнку предупредить компьютерную зависимость
или справиться с ней.
Правило 1. Перечислите, что в течение дня самостоятельно делает Ваш
ребёнок, а что – управляемая им компьютерная программа. Соотнесите
полученные цифры. Ну что, впечатляют масштабы компьютерной
активности?
Проведите совместную инвентаризацию времени, которое тратит Ваш
ребёнок на разные стороны своей
жизнедеятельности: сколько часов в
течение дня уходит у него на сон, учёбу,
общение, компьютерную игру и т.д. Затем
перейдите от локальных подсчётов к
глобальным. Подсчитайте, сколько часов в
неделю, месяц и год ребёнок тратит на
каждую из сторон своей жизнедеятельности. Обсудите с ребёнком
полученные результаты. Поставьте его перед фактом: вот так, по его
собственному желанию, устроена его жизнь. Спросите, что он чувствует,
глядя на полученные результаты, что думает о себе, какие действия будет
предпринимать. Возможно, значительный перевес компьютера,
продемонстрированный в цифрах, заставит ребёнка задуматься над
вопросом: «Кто хозяин моей жизни: я или компьютер?».
Правило 2. Ребёнку нужна более выгодная, значимая альтернатива
компьютерному увлечению, ведь
именно от безысходности и
бесперспективности повседневной
жизни он совершил побег из мира
реального в мир виртуальный.
Попробуйте вместе с ним определить
значение компьютера в его жизни.
Возьмите лист бумаги формата А4 и
разделите его пополам. Справа
запишите всё, что считаете ответом на вопрос: «Что даёт мне компьютер?», а
слева – «Что даёт мне повседневная жизнь?». Обсудите с ребёнком
написанное. Покажите, что возможности повседневной жизни шире и
интереснее, прежде всего, потому, что они разнообразны, в то время как
5
До сих пор человек мучился
вопросами, на которые не было
ответов; теперь, благодаря
компьютерам, мы стоим под
градом ответов, на которые нет
вопросов.
Питер Устинов
компьютерные возможности строго ограничены компьютерной программой
(например, приобщайте ребёнка к совместному выполнению домашних
обязанностей, культивируйте семейное чтение, посещение театра, выставок и
т.д.).
Правило 3. Если у Вашего ребёнка компьютерная зависимость, то будьте
готовы к тому, что он может формально, внешне соглашаться с тем, что у
него есть проблемы, но при этом внутренне отказываться признавать их
наличие. Помните: человек меняется только тогда, когда он вынужден
измениться. Пока Ваш ребёнок не убедится на собственном опыте в
возможностях повседневной жизни и рамках, в которые его помещает
компьютерная зависимость, он не станет сознательно стремиться её
преодолеть. Он будет оправдывать её своими ошибочными мыслями, и она
будет продолжать контролировать все стороны его жизни.
Стройте отношения в семье на принципах честности и умении
признавать ошибки. Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе
возникающих у него проблем, конфликтов. Научите его способам снятия
эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
Правило 4. Самое трудное – избавить ребёнка от внутренней мотивации
проводить время за компьютером. Как правило, после нескольких часов
увлечённого погружения в компьютерную
реальность, ребёнок начинает ощущать
телесные проявления, подтверждающие
вредоносность его действий: может начать
болеть спина, кисти рук, глаза. Получается,
что на физиологическом уровне организм
Вашего ребёнка пытается предостеречь его
от опасности, ведь телесные проявления естественны, их нельзя обмануть, с
ними нельзя договориться. Однако каждый из нас, обладая способностью всё
себе объяснять, не раз мысленно оправдывал свои действия и уговаривал
себя продолжать их, руководствуясь кажущимися перспективами. В данном
случае важно, чтобы Ваш ребёнок перестал видеть то, чего нет. Способность
видеть позитивное в негативном, конечно важна, но только для того, чтобы
найти этот самый позитив там, где он действительно есть, – в нашей
реальной, повседневной жизни.
Правило 5. Будьте искренними с ребёнком, доверяйте ему. Покажите,
что, несмотря ни на что, любите его и верите в него, считаетесь с его
мнением и возлагаете на него большие надежды. Ребёнку с компьютерной
зависимостью тяжело признаться самому себе и тем более Вам, что он давно
перестал быть полноправным, единовластным хозяином собственной жизни.
Поэтому не критикуйте, а поддержите его, покажите, что Вы принимаете его
таким, какой он есть, что Вы рядом, – Вы, его любимая мама и любимый
папа, всегда будете рядом с ним, несмотря ни на что. Это придаст Вашему
ребёнку сил и уверенности в том, что к повседневной жизни стоит
возвращаться, так как в ней есть много интересного, ценного, увлекательного
и, прежде всего, возможность быть с Вами.
6
Компьютеры учат нас тому, что
нет совершенно никакого смысла
запоминать все. Уметь найти
необходимое – вот что важно.
Дуглас Коупленд
Будьте другом и помощником своему ребёнку. Позиция «Я – старший,
поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным
отношениям. Сделайте так, чтобы ребёнок мог Вам довериться всегда и при
любых обстоятельствах.
Правило 6. Помните, что основную трудность для ребёнка составляет
отказ от включения компьютера, от выбора компьютерной игры, так как
самое интенсивное желание погрузиться в виртуальную реальность
возникает по мере приближения к компьютеру. У ребёнка могут появляться
оправдательные мысли «у меня есть свободное время», «я пройду только
один уровень компьютерной игры», «ещё один, самый последний раз» и т.д.
Именно в такие моменты важно его на что-то переориентировать, мотивируя
тем, что компьютер подождёт, а Ваше предложение – нет. Конечно,
напряжение и усталость после нескольких часов работы за компьютером
сами собой подтолкнут его искать отвлечение в реальной жизни, но тогда это
самое отвлечение будет бессмысленным. Скорее, наоборот, оно будет
способствовать кратковременному восстановлению сил, расслаблению, а
затем активизации и переходу к новому этапу погружения в компьютерный
мир.
Правило 7. Вы, как родители, должны своим личным примером убедить
Вашего ребёнка в том, что компьютер – вещь полезная только для работы:
например, не надо писать вручную, старательно выводить пером или ручкой
каждую букву – можно с помощью клавиатуры напечатать текст; не надо
беспокоиться о том, как запомнить текст
выступления и сделать его доступным для
восприятия – можно воспользоваться
компьютерной презентацией; не нужно долго
сопоставлять по величине числа, выстраивать
вручную записи в алфавитном порядке и т.д.
– всё, что раньше занимало много времени, сейчас быстро и точно способна
выполнить компьютерная программа. Но только в том случае, если выбирать
программу в соответствии с её назначением. Иначе результат будет прямо
противоположный. Возникает вопрос: разве есть какой-то смысл в том,
чтобы выбирать для себя заведомо негативные последствия?
Запретить Вашему ребёнку играть в компьютерные игры Вы не сможете.
Будьте в Интернете вместе с ребёнком. Проводите совместное обсуждение
компьютерных игр, вместе выбирайте развивающие игры. Руководствуйтесь
Вашими ответами на следующие вопросы: 1) Что даст эта игра моему
ребёнку? 2) Какие качества будет развивать в нём? 3) Не даст ли игра
опасную информацию? 4) Не будет ли формировать негативный стиль
поведения?
Помните, уважаемые родители: компьютерные технологии – это, прежде
всего, бизнес. А основу любого бизнеса составляют инвестиции – прибыль. В
компьютерный бизнес Ваши дети, кроме денег, инвестируют своё здоровье,
богатство человеческих отношений и время полноценной счастливой жизни.
Пора всем нам задуматься о том, не слишком ли дорогую цену мы платим за
7
Правила техники безопасности при работе за компьютером
(О.В. Шаповалова)
Проработав за компьютером 1,5 часа нужно сделать гимнастику для глаз. Каждые 40 минут
делать перерывы в работе.
Регулярная влажная уборка – острая необходимость, обусловленная спецификой
компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает
высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические
реакции.
Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.
Монитор должен находиться в 60 – 70 сантиметрах от пользователя и чуть выше уровня
глаз.
Ребёнку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же родителям
очень хочется приобщить своего малыша к информационным технологиям, то по крайней
мере не разрешайте ему сидеть за компьютером более 20 минут в день и чаще чем раз в два
дня.
Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день.
12 – 14-летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю
Цель собрания: актуализация проблемы формирования самооценки как определяющего фактора развития личности.
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами формирования высокой и низкой самооценки ребёнка.
2. Познакомить родителей с возможными последствиями низкой и высокой самооценки ребёнка.
3. Рассказать родителям о способах определения уровня самооценки и повышении этого уровня.
Материалы к собранию:
- рекомендации родителям, чьи дети поставили себя на одну из трёх нижних или верхних ступенек (приложение).
Ход собрания:
1.Вступление.
В психологическом словаре слово «самооценка» толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей». От самооценки зависят его взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Следовательно, самооценка влияет на эффективность деятельности подростка, на дальнейшее развитие его личности.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, почему формируется та или иная самооценка, как определить уровень самооценки вашего ребенка, о возможных последствиях низкой самооценки и о том, как ее повысить.
2. Как и почему формируется та или иная самооценка?
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка. Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Если родители пытаются поставить ребёнка в зависимое положение, то они заведомо снижают его самооценку. В такой семье требуют от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
В подростковом возрасте все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: нарисуйте на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Дайте ребёнку следующую инструкцию. На верхней ступени лестницы находятся самые лучшие дети на свете. Они красивы, талантливы, умны, уверены в себе, у них все получается быстро, и легко, их хвалят учителя, любят родителя, у них много друзей, ими восхищаются, на них равняются. А на самой нижней ступени находятся неудачники, те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, они не уверены в себе, не обладают определенным талантом. Все остальные дети находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лестнице в данный момент, и нарисуй себя на этой ступеньке.
Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек - это тревожный симптом, значит, настало время спросить себя: «когда и за что я последний раз хвалила своего ребёнка?» Очень важно в этом случае не спешить начинать уверять ребёнка, что он самый-самый лучший. Ребёнок вряд ли поверит, так как он укрепился в собственной никчемности, раз расположил себя на нижних ступенях лестницы.
К чему ведёт низкая самооценка?
- Чувство неполноценности является одной из причин снижения эффективности учебы.
- По выводам современных психологов человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе.
- Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать и осуждать его.
- Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей, обычно они ограничиваются решением обыденных задач, так как слишком критичны к себе.
- Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира. Одна из них -шутовство. Человек высмеивает себя, как бы «опережая других». Его неуверенность прячется за этим шутовским нарядом. И наоборот, другая маска - сарказм, грубость, высокомерие могут послужить «щитом». Стоит кому-либо посмотреть «как-то не так» и подросток взрывается, набрасывается с кулаками, а нередко и сам провоцирует ссоры.
- Сравнив себя со сверстниками, подросток с низкой самооценкой нередко приходит к выводу, что он никому не интересен. Результатом может стать замыкание в себе. Но такой вывод может привести и к совершенно противоположному результату: боясь осуждения со стороны других людей, подросток начинает приспосабливаться к окружающим: не высказывает своё мнение, не дорожит собственными утверждениями.
- Самым опасным результатом низкой самооценки может явиться пристрастие к наркотикам. Попробовав наркотики, подросток утверждается в собственной значимости, у него появляются «ложные» друзья. В мире наркотиков нет проблем, а, следовательно, не нужно искать пути их решения.
Если по результатам теста ваш ребенок очутился на одной из 3 верхних ступеней, не торопитесь с выводами. Его оценка может оказаться вполне обоснованной и адекватной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей.
Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой оценки самого себя, своих поступков. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка работы - как заниженная. Подросток с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний.
Для детей с высокой самооценкой характерно стремление занять лидерское положение в группе, причём любыми путями, и делают они это не всегда приемлемыми способами. Их сверстники, внешне признавая авторитет такого лидерства, не любят лидера и при случае пытаются избежать контактов с ним.
Если вам кажется, что достижения вашего ребёнка объективны, если ребёнок с уважением относится к окружающим, не смотрит на своих сверстников свысока, то нет причин для волнения. Но если вам кажется, что ребёнок преувеличивает свои заслуги, ставит себя выше своих одноклассников, то следует предоставить ребёнку возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где исключительность ребёнка необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых ребёнок будет винить только себя – это лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.
Понаблюдайте за своим ребенком. Если его поведение меняется в соответствие со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то есть перспектива развития позитивной самооценки.
3. Рекомендации для родителей по повышению самооценки ребёнка.
Уважаемые родители, обратите внимание, что ключевым словом в рекомендациях по повышению самооценки ребёнка является слово «помогите».
- Попросите ребёнка написать все его достоинства и недостатки во внешнем облике, в характере, написать свои способности, таланты. Вы увидите, с какой легкостью ваш ребенок пишет отрицательные качества и как трудно написать все то хорошее, что в нем есть. Помогите ему вспомнить нужное. Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недостатков. Итак, с первой задачей мы уже справились: подросток понял, что не так уж плох, как ему кажется.
- Вторая задача - помочь ребёнку справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему найти реальные способы и посодействуйте в достижении конечного результата.
- Постарайтесь изучить все лучшее, что есть в вашем ребёнке. Подумайте, как он может развивать это в себе. Помогите найти ему то дело, которое поможет проявить свои способности.
- Подросток не должен пытаться быть похожим на других людей. Не оказывайте медвежью услугу, сравнивая его со сверстниками. Только сравнивая свой результат со своим же, можно надеяться на успех. Повторяйте ребенку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать себя, и он будет уважать других (в первую очередь вас).
4. Заключение.
Так как самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и в подростковом возрасте становится достаточно устойчивой, поэтому формирование адекватной самооценки зависит от справедливых оценок окружающих его людей. Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребенка, становятся их собственными оценками. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку. И наоборот, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение недовольства, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка. Поэтому принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам, постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограниченные возможности, нужно только поверить в них, подчеркивайте индивидуальность, ценность вашего ребенка - и вы почувствуете, что его уверенность в себе, в своих силах будет возрастать.
Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы "застревать" в положении "обиженного, непонятого", искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.
За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.
Каковы же причины вызывающего поведения подростков?
1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.
4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.
Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно называют подростковый период самым трудным. Что его отличает?
Реакция группирования. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе, зависит от нравственных установок ее лидера. Запрет же взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к протестным формам поведения. Поэтому важнее найти пути взаимодействия с группой и позитивного влияния на нее.
Реакция эмансипации. Подросток может, а значит, и должен проявлять самостоятельность. Если мы будем все время стараться водить его за руку, вовлекать лишь в строго регламентированные мероприятия, то встретимся с другой характерной реакцией подросткового возраста - с реакцией эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует мелочная опека старших, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, "своя" музыка - это вызов взрослым, протест. Когда эта реакция заходит слишком далеко, то теряется доверие ко всем взрослым и отвергается все, что предлагается ими, в том числе и полезное, необходимое для подростка.
Реакция увлечения. Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям тинейджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности. Но когда увлечения отдается слишком много времени в ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой деятельности, то тревога родителей становится обоснованной.
Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их.
Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою, антисоциальной личности. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.
Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может носить карикатурный характер, и тогда правильнее говорить о ложной компенсации.
Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.
Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.
Дорогие родители, при общении с подростками применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.
Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей.
Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).
Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.
Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".
Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.