Новости 9 "Б"
Как помочь ребёнку преодолеть компьютерную зависимость?
Чем больше у ребенка психологических барьеров
в повседневной реальной жизни, тем быстрее и
глубже он погрузится в виртуальную реальность.
В.В. Барцалкина
Каждому из нас приходилось неоднократно использовать компьютер:
печатать текст, читать книги и статьи, устанавливать социальные контакты.
Наши дети – не исключение. Только, в отличие от нас, у них меньше
жизненного опыта и, соответственно, больше вопросов, на которые им
хочется как можно быстрее получить ответы. Однако родители не всегда
готовы к вопросам современных детей. Многое из того, что нам с Вами
хорошо знакомо, перестало быть востребованным. Появилось много новой
информации. В такой ситуации самым знающим и оперативным, готовым
дать ответ на любой вопрос становится компьютер. Так постепенно ребёнок
привыкает к своему молчаливому, но очень эрудированному собеседнику.
Начинает согласовывать с ним свои потребности, желания, представления.
Начинает жить в новом, компьютерном мире, в новой, виртуальной
реальности. Перестаёт замечать уникальные возможности, которые даёт
каждому из нас повседневная жизнь. Погружается в общение с
виртуальными собеседниками, которые предпочитают анонимность
подлинному человеческому взаимодействию. В результате, появляется
компьютерная зависимость.
Понятие «зависимость» обозначает патологическое пристрастие
человека по отношению к чему-либо. Соответственно, «компьютерная
зависимость» – «пристрастие к занятиям,
связанным с использованием компьютера,
приводящее к резкому сокращению всех
остальных видов деятельности, ограничению
общения с другими людьми» (А.Л. Венгер).
Речь идёт об игровой зависимости, Интернет-зависимости и зависимости от
социальных сетей.
Компьютерная зависимость появляется тогда, когда человек перестаёт
делать свободный, самостоятельный выбор в пользу компьютера. Компьютер
сам притягивает, «выбирает» человека и начинает управлять его эмоциями,
2
Настоящая опасность не в том, что
компьютер однажды начнет
мыслить, как человек, а в том, что
человек однажды начнет мыслить,
как компьютер.
Сидни Харрис
Нас в детстве не могли загнать
домой, чтоб хотя бы поели.
Теперь детей не могут выгнать
на улицу, чтоб хотя бы
подышали.
Народная мудрость
мыслями, поступками. Виртуальная реальность создаёт представление о
реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного,
повседневного. Компьютерный мир становится дороже человеческих
отношений.
Возникает закономерный вопрос: что
делать? Давайте будем вместе с Вами,
уважаемые родители, искать пути решения
проблемы детской компьютерной зависимости.
Прежде всего, выясним, каковы её причины.
Нарушение процессов обмена
информацией. Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди
сверстников, ребёнок может «уйти» в другую, компьютерную реальность, где
он находит и общение, и много информации;
Скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром. В
реальной жизни ребёнок может иметь не очень хорошую успеваемость,
чувствовать себя уязвимым и испытывать высокую тревожность, считая, что
люди относятся к нему враждебно. В то время как в компьютерном мире, он
«великий воин» или «отважный капитан космического корабля». Он
абстрагируется от проблем реального мира, так как в виртуальном мире он
может всё, он сам устанавливает правила;
Трудности самовыражения, как правило, связаны с отсутствием у
ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не
связанных с компьютером. Те мечты, которые ребёнок не может воплотить в
реальности, он легко может воплотить в виртуальном мире;
Нарушение социальной адаптации. Пожалуй, наиболее важная
составляющая, обобщающая все остальные. Отсутствие теплых,
доверительных отношений в семье, недостаток общения, отсутствие у
родителей искреннего интереса к миру ребёнка ограничивают его
возможности в развитии и способствуют формированию у него пассивного
стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособности к
взаимодействию с социальным пространством.
Самое важное, на что необходимо обратить внимание, говоря о детской
компьютерной зависимости, состоит в
следующем: причина такого пристрастия
заключается не в привлекательности
компьютерных возможностей, а в
неудовлетворённости повседневной
жизнью и её перспективами. Ребёнок
получает недостаточное количество
интенсивных положительных эмоций, в его жизни мало заинтересованных в
общении с ним людей, он не ощущает жизни во всех её проявлениях.
Поэтому он моделирует свою жизнь: перестаёт быть самим собой,
погружается в атмосферу анонимности, вседозволенности и
экспериментирует, выясняя, какой он и на что способен. Ему кажется, что
пока он находится в виртуальной реальности, он абсолютно защищён от
3
трудностей, ошибок и тревог. Однако, к сожалению, ребёнок не
задумывается над тем, почему ему становится всё труднее и труднее
возвращаться из компьютерного мира в реальный мир. Ведь всё дело в том,
за предоставляемые компьютером возможности он не только платит (теряет)
деньги, но и теряет связь с самим собой и реальной жизнью. Вот почему с
каждым новым компьютерным сеансом ребёнок всё увереннее чувствует
себя в виртуальной реальности и всё меньше понимает, что происходит в
окружающем мире.
Подобная ситуация закономерна, поскольку наши человеческие
возможности не позволяют нам установить тотальный контроль за всеми
проявлениями нашей жизни, ведь мы не всесильны, мы обыкновенные люди.
Соответственно, приходиться делать выбор, а потом нести ответственность
за последствия его осуществления. Главная опасность выбора в пользу
виртуальной реальности – утрата самого себя, утрата взаимопонимания с
близкими людьми, утрата времени жизни.
Теперь самое время рассмотреть признаки компьютерной зависимости,
разобраться есть ли проблема компьютерной зависимости в Вашей семье?
Определить зависимость ребёнка от компьютера можно с помощью
специального теста. Вам, уважаемые родители, необходимо внимательно
прочитать каждое утверждение и, в зависимости от того, соответствует оно
или не соответствует поведению Вашего ребёнка, ответить «да» или «нет».
Тест на выявление у ребёнка компьютерной зависимости (А.В. Котляров):
1. Ребёнок ежедневно играет на компьютере.
2. Начав игру, ребёнок теряет чувство времени.
3. Ребёнок испытывает затруднения, раздражается, грустит при
необходимости закончить компьютерную игру.
4. Ради компьютерной игры ребёнок жертвует времяпровождением с
семьей, друзьями.
5. Ребёнок преимущественно находится в хорошем настроении,
занимаясь компьютерными играми.
6. Гордится своими результатами, всем, кому только можно, об этом
сообщает.
7. Из-за компьютерной игры ребёнок пренебрегает сном.
8. После компьютерной игры у ребёнка возникают головные боли.
9. В обычной жизни ребёнок испытывает пустоту, раздражительность,
подавленность, которые исчезают при игре за компьютером.
10.При помощи игры за компьютером ребёнок достигает жизненных
целей, решает проблемы.
11.Из-за компьютерной игры у ребёнка наблюдаются проблемы с
учёбой.
12.Из-за компьютерной игры ребёнок пренебрегает питанием или ест, не
отходя от монитора.
13.Ребёнок испытывает потребность проводить за игрой все больше
времени.
14.Из-за компьютерной игры ребёнок пренебрегает личной гигиеной.
4
В реальной жизни человек не способен
изменить даже свою судьбу – не то, что
судьбы человечества. … компьютерный
мир... дает иллюзию власти. Во всех своих
проявлениях, от мощных текстовых
редакторов, до сетей, где нет
расстояний, и игр, где сокрушаешь
цивилизации и покоряешь галактики.
С.В. Лукьяненко
Компьютеры мешают нам жить,
они отбирают наше время. Люди
слишком много работают за
компьютерами, вместо того чтобы
слушать и слышать друг друга.
Рэй Брэдбери
15.Во время компьютерной игры ребёнок полностью отрешается от
реальной действительности, целиком переносясь в мир игры.
16.После компьютерной игры у ребёнка возникает сухость слизистой
оболочки глаз.
17.Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения
комфортного состояния ребёнка.
Анализ результатов: за каждый ответ «да» начисляется 1 балл. Если
сумма превышает 5 баллов, то Ваш ребёнок попал в компьютерную
зависимость.
Теперь самое время, уважаемые родители, подумать над тем, как Вы
можете помочь Вашему ребёнку предупредить компьютерную зависимость
или справиться с ней.
Правило 1. Перечислите, что в течение дня самостоятельно делает Ваш
ребёнок, а что – управляемая им компьютерная программа. Соотнесите
полученные цифры. Ну что, впечатляют масштабы компьютерной
активности?
Проведите совместную инвентаризацию времени, которое тратит Ваш
ребёнок на разные стороны своей
жизнедеятельности: сколько часов в
течение дня уходит у него на сон, учёбу,
общение, компьютерную игру и т.д. Затем
перейдите от локальных подсчётов к
глобальным. Подсчитайте, сколько часов в
неделю, месяц и год ребёнок тратит на
каждую из сторон своей жизнедеятельности. Обсудите с ребёнком
полученные результаты. Поставьте его перед фактом: вот так, по его
собственному желанию, устроена его жизнь. Спросите, что он чувствует,
глядя на полученные результаты, что думает о себе, какие действия будет
предпринимать. Возможно, значительный перевес компьютера,
продемонстрированный в цифрах, заставит ребёнка задуматься над
вопросом: «Кто хозяин моей жизни: я или компьютер?».
Правило 2. Ребёнку нужна более выгодная, значимая альтернатива
компьютерному увлечению, ведь
именно от безысходности и
бесперспективности повседневной
жизни он совершил побег из мира
реального в мир виртуальный.
Попробуйте вместе с ним определить
значение компьютера в его жизни.
Возьмите лист бумаги формата А4 и
разделите его пополам. Справа
запишите всё, что считаете ответом на вопрос: «Что даёт мне компьютер?», а
слева – «Что даёт мне повседневная жизнь?». Обсудите с ребёнком
написанное. Покажите, что возможности повседневной жизни шире и
интереснее, прежде всего, потому, что они разнообразны, в то время как
5
До сих пор человек мучился
вопросами, на которые не было
ответов; теперь, благодаря
компьютерам, мы стоим под
градом ответов, на которые нет
вопросов.
Питер Устинов
компьютерные возможности строго ограничены компьютерной программой
(например, приобщайте ребёнка к совместному выполнению домашних
обязанностей, культивируйте семейное чтение, посещение театра, выставок и
т.д.).
Правило 3. Если у Вашего ребёнка компьютерная зависимость, то будьте
готовы к тому, что он может формально, внешне соглашаться с тем, что у
него есть проблемы, но при этом внутренне отказываться признавать их
наличие. Помните: человек меняется только тогда, когда он вынужден
измениться. Пока Ваш ребёнок не убедится на собственном опыте в
возможностях повседневной жизни и рамках, в которые его помещает
компьютерная зависимость, он не станет сознательно стремиться её
преодолеть. Он будет оправдывать её своими ошибочными мыслями, и она
будет продолжать контролировать все стороны его жизни.
Стройте отношения в семье на принципах честности и умении
признавать ошибки. Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе
возникающих у него проблем, конфликтов. Научите его способам снятия
эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
Правило 4. Самое трудное – избавить ребёнка от внутренней мотивации
проводить время за компьютером. Как правило, после нескольких часов
увлечённого погружения в компьютерную
реальность, ребёнок начинает ощущать
телесные проявления, подтверждающие
вредоносность его действий: может начать
болеть спина, кисти рук, глаза. Получается,
что на физиологическом уровне организм
Вашего ребёнка пытается предостеречь его
от опасности, ведь телесные проявления естественны, их нельзя обмануть, с
ними нельзя договориться. Однако каждый из нас, обладая способностью всё
себе объяснять, не раз мысленно оправдывал свои действия и уговаривал
себя продолжать их, руководствуясь кажущимися перспективами. В данном
случае важно, чтобы Ваш ребёнок перестал видеть то, чего нет. Способность
видеть позитивное в негативном, конечно важна, но только для того, чтобы
найти этот самый позитив там, где он действительно есть, – в нашей
реальной, повседневной жизни.
Правило 5. Будьте искренними с ребёнком, доверяйте ему. Покажите,
что, несмотря ни на что, любите его и верите в него, считаетесь с его
мнением и возлагаете на него большие надежды. Ребёнку с компьютерной
зависимостью тяжело признаться самому себе и тем более Вам, что он давно
перестал быть полноправным, единовластным хозяином собственной жизни.
Поэтому не критикуйте, а поддержите его, покажите, что Вы принимаете его
таким, какой он есть, что Вы рядом, – Вы, его любимая мама и любимый
папа, всегда будете рядом с ним, несмотря ни на что. Это придаст Вашему
ребёнку сил и уверенности в том, что к повседневной жизни стоит
возвращаться, так как в ней есть много интересного, ценного, увлекательного
и, прежде всего, возможность быть с Вами.
6
Компьютеры учат нас тому, что
нет совершенно никакого смысла
запоминать все. Уметь найти
необходимое – вот что важно.
Дуглас Коупленд
Будьте другом и помощником своему ребёнку. Позиция «Я – старший,
поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным
отношениям. Сделайте так, чтобы ребёнок мог Вам довериться всегда и при
любых обстоятельствах.
Правило 6. Помните, что основную трудность для ребёнка составляет
отказ от включения компьютера, от выбора компьютерной игры, так как
самое интенсивное желание погрузиться в виртуальную реальность
возникает по мере приближения к компьютеру. У ребёнка могут появляться
оправдательные мысли «у меня есть свободное время», «я пройду только
один уровень компьютерной игры», «ещё один, самый последний раз» и т.д.
Именно в такие моменты важно его на что-то переориентировать, мотивируя
тем, что компьютер подождёт, а Ваше предложение – нет. Конечно,
напряжение и усталость после нескольких часов работы за компьютером
сами собой подтолкнут его искать отвлечение в реальной жизни, но тогда это
самое отвлечение будет бессмысленным. Скорее, наоборот, оно будет
способствовать кратковременному восстановлению сил, расслаблению, а
затем активизации и переходу к новому этапу погружения в компьютерный
мир.
Правило 7. Вы, как родители, должны своим личным примером убедить
Вашего ребёнка в том, что компьютер – вещь полезная только для работы:
например, не надо писать вручную, старательно выводить пером или ручкой
каждую букву – можно с помощью клавиатуры напечатать текст; не надо
беспокоиться о том, как запомнить текст
выступления и сделать его доступным для
восприятия – можно воспользоваться
компьютерной презентацией; не нужно долго
сопоставлять по величине числа, выстраивать
вручную записи в алфавитном порядке и т.д.
– всё, что раньше занимало много времени, сейчас быстро и точно способна
выполнить компьютерная программа. Но только в том случае, если выбирать
программу в соответствии с её назначением. Иначе результат будет прямо
противоположный. Возникает вопрос: разве есть какой-то смысл в том,
чтобы выбирать для себя заведомо негативные последствия?
Запретить Вашему ребёнку играть в компьютерные игры Вы не сможете.
Будьте в Интернете вместе с ребёнком. Проводите совместное обсуждение
компьютерных игр, вместе выбирайте развивающие игры. Руководствуйтесь
Вашими ответами на следующие вопросы: 1) Что даст эта игра моему
ребёнку? 2) Какие качества будет развивать в нём? 3) Не даст ли игра
опасную информацию? 4) Не будет ли формировать негативный стиль
поведения?
Помните, уважаемые родители: компьютерные технологии – это, прежде
всего, бизнес. А основу любого бизнеса составляют инвестиции – прибыль. В
компьютерный бизнес Ваши дети, кроме денег, инвестируют своё здоровье,
богатство человеческих отношений и время полноценной счастливой жизни.
Пора всем нам задуматься о том, не слишком ли дорогую цену мы платим за
7
Правила техники безопасности при работе за компьютером
(О.В. Шаповалова)
Проработав за компьютером 1,5 часа нужно сделать гимнастику для глаз. Каждые 40 минут
делать перерывы в работе.
Регулярная влажная уборка – острая необходимость, обусловленная спецификой
компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает
высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические
реакции.
Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.
Монитор должен находиться в 60 – 70 сантиметрах от пользователя и чуть выше уровня
глаз.
Ребёнку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же родителям
очень хочется приобщить своего малыша к информационным технологиям, то по крайней
мере не разрешайте ему сидеть за компьютером более 20 минут в день и чаще чем раз в два
дня.
Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день.
12 – 14-летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю
Цель собрания: актуализация проблемы формирования самооценки как определяющего фактора развития личности.
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с причинами формирования высокой и низкой самооценки ребёнка.
2. Познакомить родителей с возможными последствиями низкой и высокой самооценки ребёнка.
3. Рассказать родителям о способах определения уровня самооценки и повышении этого уровня.
Материалы к собранию:
- рекомендации родителям, чьи дети поставили себя на одну из трёх нижних или верхних ступенек (приложение).
Ход собрания:
1.Вступление.
В психологическом словаре слово «самооценка» толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей». От самооценки зависят его взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Следовательно, самооценка влияет на эффективность деятельности подростка, на дальнейшее развитие его личности.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, почему формируется та или иная самооценка, как определить уровень самооценки вашего ребенка, о возможных последствиях низкой самооценки и о том, как ее повысить.
2. Как и почему формируется та или иная самооценка?
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка. Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Если родители пытаются поставить ребёнка в зависимое положение, то они заведомо снижают его самооценку. В такой семье требуют от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
В подростковом возрасте все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: нарисуйте на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Дайте ребёнку следующую инструкцию. На верхней ступени лестницы находятся самые лучшие дети на свете. Они красивы, талантливы, умны, уверены в себе, у них все получается быстро, и легко, их хвалят учителя, любят родителя, у них много друзей, ими восхищаются, на них равняются. А на самой нижней ступени находятся неудачники, те, кто прогуливает школу, плохо учится, не слушает родителей, с кем никто не хочет дружить, кого часто ругают родители, они не уверены в себе, не обладают определенным талантом. Все остальные дети находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже. Подумай, где твоё место на этой лестнице в данный момент, и нарисуй себя на этой ступеньке.
Если ребёнок поместил себя на одной из трёх нижних ступенек - это тревожный симптом, значит, настало время спросить себя: «когда и за что я последний раз хвалила своего ребёнка?» Очень важно в этом случае не спешить начинать уверять ребёнка, что он самый-самый лучший. Ребёнок вряд ли поверит, так как он укрепился в собственной никчемности, раз расположил себя на нижних ступенях лестницы.
К чему ведёт низкая самооценка?
- Чувство неполноценности является одной из причин снижения эффективности учебы.
- По выводам современных психологов человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе.
- Низкая самооценка влияет и на выбор друзей. Как ни странно, но обычно выбор падает на людей, которые будут критиковать и осуждать его.
- Подростки с низкой самооценкой стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей, обычно они ограничиваются решением обыденных задач, так как слишком критичны к себе.
- Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира. Одна из них -шутовство. Человек высмеивает себя, как бы «опережая других». Его неуверенность прячется за этим шутовским нарядом. И наоборот, другая маска - сарказм, грубость, высокомерие могут послужить «щитом». Стоит кому-либо посмотреть «как-то не так» и подросток взрывается, набрасывается с кулаками, а нередко и сам провоцирует ссоры.
- Сравнив себя со сверстниками, подросток с низкой самооценкой нередко приходит к выводу, что он никому не интересен. Результатом может стать замыкание в себе. Но такой вывод может привести и к совершенно противоположному результату: боясь осуждения со стороны других людей, подросток начинает приспосабливаться к окружающим: не высказывает своё мнение, не дорожит собственными утверждениями.
- Самым опасным результатом низкой самооценки может явиться пристрастие к наркотикам. Попробовав наркотики, подросток утверждается в собственной значимости, у него появляются «ложные» друзья. В мире наркотиков нет проблем, а, следовательно, не нужно искать пути их решения.
Если по результатам теста ваш ребенок очутился на одной из 3 верхних ступеней, не торопитесь с выводами. Его оценка может оказаться вполне обоснованной и адекватной.
На основе неадекватно завышенной самооценки у подростка может возникнуть неверное представление о себе, идеализированный образ своей личности и своих возможностей.
Подростки с завышенной самооценкой часто игнорируют неудачи ради сохранения привычно высокой оценки самого себя, своих поступков. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится эмоциональным, чаще всего неадекватным. В результате справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка работы - как заниженная. Подросток с неадекватно завышенной самооценкой не хочет признать, что это следствие его собственных ошибок, лени, недостатка знаний.
Для детей с высокой самооценкой характерно стремление занять лидерское положение в группе, причём любыми путями, и делают они это не всегда приемлемыми способами. Их сверстники, внешне признавая авторитет такого лидерства, не любят лидера и при случае пытаются избежать контактов с ним.
Если вам кажется, что достижения вашего ребёнка объективны, если ребёнок с уважением относится к окружающим, не смотрит на своих сверстников свысока, то нет причин для волнения. Но если вам кажется, что ребёнок преувеличивает свои заслуги, ставит себя выше своих одноклассников, то следует предоставить ребёнку возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где исключительность ребёнка необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых ребёнок будет винить только себя – это лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.
Понаблюдайте за своим ребенком. Если его поведение меняется в соответствие со сложившейся ситуацией, если самооценка повышается при успехе и понижается при неудаче, то есть перспектива развития позитивной самооценки.
3. Рекомендации для родителей по повышению самооценки ребёнка.
Уважаемые родители, обратите внимание, что ключевым словом в рекомендациях по повышению самооценки ребёнка является слово «помогите».
- Попросите ребёнка написать все его достоинства и недостатки во внешнем облике, в характере, написать свои способности, таланты. Вы увидите, с какой легкостью ваш ребенок пишет отрицательные качества и как трудно написать все то хорошее, что в нем есть. Помогите ему вспомнить нужное. Несомненно, достоинств окажется гораздо больше, чем недостатков. Итак, с первой задачей мы уже справились: подросток понял, что не так уж плох, как ему кажется.
- Вторая задача - помочь ребёнку справиться с недостатками. Попросите его подумать, какими способами он может преодолеть их и что он готов для этого сделать. Помогите ему найти реальные способы и посодействуйте в достижении конечного результата.
- Постарайтесь изучить все лучшее, что есть в вашем ребёнке. Подумайте, как он может развивать это в себе. Помогите найти ему то дело, которое поможет проявить свои способности.
- Подросток не должен пытаться быть похожим на других людей. Не оказывайте медвежью услугу, сравнивая его со сверстниками. Только сравнивая свой результат со своим же, можно надеяться на успех. Повторяйте ребенку, что он не лучше и не хуже других, он такой один, ни на кого не похожий, уникальный. Научите его уважать себя, и он будет уважать других (в первую очередь вас).
4. Заключение.
Так как самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и в подростковом возрасте становится достаточно устойчивой, поэтому формирование адекватной самооценки зависит от справедливых оценок окружающих его людей. Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребенка, становятся их собственными оценками. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку. И наоборот, постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, выражение недовольства, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка. Поэтому принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам, постоянно напоминайте ему, что у каждого человека неограниченные возможности, нужно только поверить в них, подчеркивайте индивидуальность, ценность вашего ребенка - и вы почувствуете, что его уверенность в себе, в своих силах будет возрастать.
Многие дети в подростковом возрасте сильно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
Проблем у переходного возраста много: постепенно нарастает неуверенность в себе, проявляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы "застревать" в положении "обиженного, непонятого", искать выход из трудных ситуаций неверными путями, порой опасными для здоровья. Порой у них возникают агрессивные спонтанные реакции защиты для себя даже в ситуации, когда угрозы-то никакой нет.
За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. Следовательно, воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения и пожелает изменить свое негативное поведение.
Каковы же причины вызывающего поведения подростков?
1. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. "Отстань!", "Не лезь!", "Не приставай!", "Надоел!" - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.
2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности ("Ничего хорошего из тебя не получится! Все равно не сможешь справиться с этим заданием"), либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.
3. Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.
4. Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.
Педагоги и психологи, юристы и социологи единодушно называют подростковый период самым трудным. Что его отличает?
Реакция группирования. Подросткам свойственно почти инстинктивное влечение друг к другу. Так реализуется стремление к неформальному, нерегламентированному общению, удовлетворяется чувство причастности к своей возрастной группе, решается вопрос о своем месте в ней. Сама по себе такая реакция нейтральна. Как поведет себя группа в обществе, зависит от нравственных установок ее лидера. Запрет же взрослых дружить с тем или иным товарищем ведет к протестным формам поведения. Поэтому важнее найти пути взаимодействия с группой и позитивного влияния на нее.
Реакция эмансипации. Подросток может, а значит, и должен проявлять самостоятельность. Если мы будем все время стараться водить его за руку, вовлекать лишь в строго регламентированные мероприятия, то встретимся с другой характерной реакцией подросткового возраста - с реакцией эмансипации. Она вытекает из стремления подростка утвердить себя как самостоятельную личность и неизбежна там, где существует мелочная опека старших, чрезмерный контроль, пренебрежительное отношение к интересам и желаниям подростка. Чем сильнее зажат подросток, тем острее его стремление всегда и везде поступать по-своему. Необычные прически, одежда, "своя" музыка - это вызов взрослым, протест. Когда эта реакция заходит слишком далеко, то теряется доверие ко всем взрослым и отвергается все, что предлагается ими, в том числе и полезное, необходимое для подростка.
Реакция увлечения. Подросткам свойственны увлечения (хобби-реакции). Подобно тому, как детям для своего развития необходимы игры, подросток для становления личности нуждается в увлечениях. Родителям эти занятия могут представляться бесполезными, и с объективной точки зрения это может соответствовать истине. Но для подростка увлечение всегда вызывает положительную эмоциональную окраску, дает чувство удовлетворения. Отношение взрослых к увлечениям тинейджеров может стать причиной обострения реакции эмансипации. Смена увлечений не должна вызывать протест у родителей - это естественное явление. Чтобы узнать свои способности, надо испытать себя в различных видах деятельности. Но когда увлечения отдается слишком много времени в ущерб учебе, отдыху, другим видам необходимой деятельности, то тревога родителей становится обоснованной.
Реакция протеста. У незрелых подростков встречаются поведенческие реакции, более характерные для детского возраста. Эти реакции протеста разнообразны: отказ от еды, общения, посещения школы, побеги из дома, агрессия к обидчику, порча его вещей. В таком случае важно понять причины протеста и устранить их.
Реакция имитации (подражания). Для подростка объектом имитации часто становятся кумиры молодежной моды, звезды шоу-бизнеса и спорта. Подростки подражают их стилю одежды, прическам, манерам, суждениям, вкусам. Реакция имитации становится опасной, когда подражают антигерою, антисоциальной личности. Поэтому вполне оправдан запрет на литературу и фильмы, пропагандирующие жестокость, секс, порнографию.
Реакция сверхкомпенсации. Одной из форм психологической защиты является реакция компенсации, когда слабость и неустойчивость в одной области компенсируется успехами в другой. Это позволяет сохранить душевное, психологическое равновесие. Нередко слабый в учебе подросток компенсируется успехами в спорте, лидерством в неформальной обстановке среди своих сверстников. Сверхкомпенсация может носить карикатурный характер, и тогда правильнее говорить о ложной компенсации.
Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.
Дух семьи воспитывает ребенка в первую очередь, а потом уже специальные занятия родителей с ним. Но и эти занятия необходимы для полноценного развития ребенка как форма поддержания, развития и укрепления эмоциональных связей, духовного контакта и строящегося на этой основе взаимоотношения между ним и родителями.
Дорогие родители, при общении с подростками применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.
Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют "отраженным выслушиванием". Он состоит из трех частей.
Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами "да", "угу", вопросами "а что потом?", "и что же?" и т. д.).
Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.
Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).
Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его "языком тела". Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Всегда полагайтесь на "язык тела". Но постарайтесь не вызвать излишний интерес. Не забывайте, что в подростковом возрасте преобладает "потребность в эксперименте".
Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично - дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности.
Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: "Вот это да!", "Да ну, не может быть!" и т. п.
30 ноября 1943 года шел 892-й день войны… В этот день на территории Беларуси завершилась Наровлянская операция. 28-30 ноября 415-я стрелковая дивизия (полковник П.И.Мощалков) 61-й армии Белорусского фронта и 27-я Наровлянская партизанская бригада им.Кирова (командир В.П.Яромов) провели бои против немецко-фашистских захватчиков за освобождение г.п. Наровля Полесской области. В поселке находилось 500 гитлеровских солдат и офицеров, они имели на вооружении 13 танков, 2 штурмовых орудия и 2 бронемашины. 28 ноября советская 415-я стрелковая дивизия форсировала реку Припять и с юга приблизилась к Наровле. Партизаны разведали укрепления противника, командование дивизии вместе с ними разработало план операции. 200 партизан во главе с комиссаром бригады П.И.Литовским и стрелковый полк 415-й дивизии совершили обходной маневр. В ночь на 30 ноября основные силы дивизии с юга, стрелковый полк и 40 партизан с запада, взвод красноармейцев и 160 партизан с севера начали наступление. Опасаясь окружения, гитлеровцы оставили Наровлю, куда в тот же день вступили советские воины и партизаны. В качестве трофеев им достались военные склады немецко-фашистской армии.
С 18 по 29 октября по всей стране проходят мероприятия по предупреждению пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде в рамках республиканской акции "За безопасность вместе!".
Целью акции является снижение количества пожаров, происходящих по причине несоблюдения правил пожарной безопасности в жилых зданиях и сооружениях, населенных пунктах и территориях, повышение информированности населения о возможностях государственных организаций по оказанию услуг в сфере обеспечения пожарной безопасности, укрепление правопорядка, предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами в состоянии алкогольного опьянения.
Мероприятия акции направлены на повышение уровня безопасности населения, активизацию пожарно-профилактической работы, анализ ее эффективности и оценку готовности территорий и домовладений граждан к осенне-зимнему пожароопасному периоду.
Во время акции работники МЧС будут информировать население о состоянии пожарной безопасности, разъяснять гражданам последствия несоблюдения правил пожарной безопасности, оставления детей без присмотра и злоупотребления спиртными напитками. Они окажут помощь республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам и иным организациям в обучении граждан мерам пожарной безопасности в быту и на производстве, а также внештатным пожарным формированиям в организации пожарно-профилактической работы.
Кроме того, внимание местных исполнительных и распорядительных органов будет акцентировано на необходимости проведения регулярной и целенаправленной работы по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории, в том числе повышения уровня противопожарной защиты домовладений квартир одиноких пожилых граждан и инвалидов.
Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:
1. Увлечённость на стадии освоения.
Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно.
В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.
2. Состояние возможной зависимости.
Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
3. Выраженная зависимость.
Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак.
В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.
Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.
4. Клиническая зависимость.
Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.
Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.
Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.
В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.
Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.
Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще. Своеобразная цензура родителями компьютерных игр – вещь совершенно необходимая. Никто, кроме самих родителей не сможет этого сделать. Каждая игра, попавшая в руки ребёнка, должна вначале проиграться кем-то из родителей. Необходимо вникнуть в её содержание, постараться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребёнку?», «Какие качества личности она в нём разовьет?», «Есть ли в данной конкретной игре опасная для ребёнка информация и не разовьет ли она у него агрессивного стиля поведения?».
В игре не должно быть ни одного минуса. Компьютерная игра должна:
1. Развивать.
2. Не содержать бранных слов и выражений.
3. Не формировать циничного отношения к действительности.
4. Не содержать агрессивной информации.
5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
6. Не учить противозаконным поступкам.
7. Не уродовать внешний облик человека.
8. Не содержать сексуальной тематики.
Аналогичной цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.
Некоторые правила техники безопасности для родителей
Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.
Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.
Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?
1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
4. Прививать ребёнку семейное чтение.
5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время
8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.
13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.
Рекомендации родителям
Основные правила для родителей
1. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить вас
пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
2. Помогите своим детям понять, что они не должны размещать в Сети информацию о
себе: номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, а также показывать
фотографии (свои и семьи). Ведь любой человек может это увидеть и использовать в
своих интересах.
3. Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему,
чтобы он не верил написанному в таких письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
4. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные незнакомыми людьми. Эти
файлы могут содержать вирусы или фото-, видеоматериалы непристойного или
агрессивного содержания.
5. Объясните, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми,
за кого себя выдают. Дети никогда не должны самостоятельно, без взрослых встречаться с
сетевыми друзьями, которых не знают в реальной жизни.
6. Постоянно общайтесь со своими детьми, рассказывайте, советуйте, как правильно
поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
7. Научите своих детей правильно реагировать, если их кто-то обидел в Сети или они
получили/натолкнулись на агрессивный контент. Расскажите, куда в подобном случае они
могут обратиться.
8. Убедитесь, что на компьютере, которым пользуются ваши дети, установлены и
правильно настроены средства фильтрации.
Помните! Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о правилах работы в
Интернете позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное
путешествие по Всемирной сети.
В этот день в 1989 году последний советский солдат перешел мост пограничной реки Амударья под Термезом — завершился вывод советских войск из Афганистана. Война в Афганистане длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней.
Свыше 14 тысяч советских воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной войны.
В Афганистане с 1979 по 1989 годы проходили службу около 30 тысяч уроженцев Беларуси. Из них 771 человек погиб, 12 человек числятся без вести пропавшими, более полутора тысяч получили ранения и увечья, 718 стали инвалидами. Сегодня в одном только Минске живут более четырех тысяч ветеранов войны в Афганистане, из них — более 200 инвалидов, а также 97 семей — родители и вдовы погибших воинов-интернационалистов. Для них это — День памяти.
Он также и для тех, кто воевал в Испании в тридцатых, в Корее в пятидесятых, во Вьетнаме, Анголе, на Ближнем Востоке...
В честь Дня памяти воинов-интернационалистов в стране проходят торжественно-траурные и патриотические мероприятия, встречи руководства местных исполнительных органов власти, работников управления социальной защиты и здравоохранения, коммунальных и юридических служб районов с ветеранами-интернационалистами, членами семей погибших и инвалидами афганской войны.
Традиционно 15 февраля ветераны-афганцы собираются вместе, чтобы вспомнить свою нелегкую службу, сослуживцев-однополчан, помянуть боевых товарищей, не вернувшихся с поля боя. Этот день свят для тех, кто воевал в Афганистане и членов семей погибших.
Живя сейчас уже в другой стране, мы верим, что та война будет последней, что гражданин с белорусским паспортом никогда больше не будет воевать. Чтобы так и было, мы не должны вычеркивать ее из памяти.
Родительское собрание
«Сила мягкого спокойного слова так велика
что с нею не может сравниться никакое наказание»
Лесгафт
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся, оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.
Задачи:
1. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
2. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми.
3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.
4. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.
Форма проведения: круглый стол, работа в микрогруппах.
Оборудование: слайдовая презентация на тему, буклеты родителям с советами по поддержке детей в учебной деятельности.
Ребёнок, что тесто, как замесил, так и выросло.
Введение в тему собрания.
Жила – была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки – то она не сделала, а солнце к вечеру клонится…
Задание для родителей: продолжить сказку, составить 1-2 предложения по цепочке.
Выступление учителя. Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителя есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.
Еще К.Д.Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача вместе с учителем – научить детей правильно учиться. Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чём вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете.
Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности своего ребёнка.
Родительская поддержка помогает ребенку поверить в себя и в свои способности, поддерживает его при неудачах.
Наибольшего успеха в учёбе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учёбу вместе со своим ребёнком и со школой.
Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности мы должны знать как это делать.
«Какие отметки ты сегодня получил?». Контроль над домашним заданием не должен ограничиваться только одним вопросом, родители должны поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ребенку включиться в учебный процесс. Помочь детям почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Усилия семьи школы в решении этой проблемы – едины.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:
1. организация режима дня;
2. контроль за выполнением домашних заданий;
3. приучение детей к самостоятельности.
1. Организация режима дня.
Организация режима дня позволяет ребенку: легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.
Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей ( покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.).Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.
Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.
Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.
Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший спокойный сон – это основа здоровья.
Позаботьтесь, чтобы ребенок после ужина не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы, не играл в шумные игры. Все это отразиться на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 минут.
2. Контроль за выполнением домашних заданий.
1. Не стоит наказывать ребенка за «двойку», ведь оценку своих знаний он уже получил, а дважды за одно и то же не наказывают. Ребенок ждет от своих родителей помощи, а не упреков.
2. Покажите, что вы расстроены его отметкой, чтобы ребенок понял, что заставил вас переживать.
3. Расспросите ребенка о причине получения неудовлетворительной отметки. Выслушайте все его доводы. Не выражайте недоверия к его версии получения плохой отметки, но в то же время попробуйте убедить его, что в этом все же в большей степени виноват он сам, а не учитель, не сосед по парте и т. д.
4. Разберите вместе тот вопрос (упражнение, задание, задачу, параграф), за который получена «двойка». Попробуйте объяснить ребенку это задание; если не сможете сделать это самостоятельно, найдите возможность подойти к учителю, чтобы он помог вам. Учитель обязательно должен видеть вашу заинтересованность в исправлении ребенком неудовлетворительных отметок.
5. Обязательно контролируйте выполнение домашних заданий, особенно по этому предмету. Делайте это в системе.
6. Не забудьте подходить к учителю или классному руководителю, чтобы узнавать о дальнейших успехах ребенка.
7. Никогда не пытайтесь взять с ребенка обещания, что он больше никогда не будет получать «2». Он никогда сразу не сможет исправить десять ошибок в диктанте или выучить всю таблицу умножения за день. Отсюда следующее правило.
8. Ставьте перед ребенком предельно конкретные задачи, решаемые и реальные. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.
Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет исправить свои неудовлетворительные отметки. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, сотрудничество с учителем.
/ Можно дать критерии выставления оценок/
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий:
1. Твердо установите время начала занятий. Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.
2. Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
3. Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни других посторонних предметов, ни даже карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
4. Главное правило – начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая. Чем больше оттягиваешь неприятный момент, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к выполнению домашнего задания.
5. Необходимо наличие перерывов в работе.
6. Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Кроме учебы, у него должны быть и другие дела, чтобы привыкал ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет научиться выполнять домашние задания, приучится к самодисциплине. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, разумная требовательность, заинтересованность.
Домашнее задание выполняет различные функции.
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
В каком порядке следует учить уроки?
Если Вы знаете, что ваш ребёнок включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер./
ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ
1. Проверьте правильно ли организовано рабочее место.
2. Всё должно быть на своих местах.
3. Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
4. Сформируйте привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
5. Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.
6. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
7. На рабочем месте порядок, если ему трудно навести порядок, то помогите ему.
8. Вслух читайте задание, упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность.
9. Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.
10. Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
11. Письменные задания чтобы выполнял чисто, без помарок.
12. Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.
13. Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости
Решение, которое предлагает 3-я группа.
Как привить интерес к чтению?
1. Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
2. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя чтением, вместо того чтобы смотреть телевизор.
3. Покупайте книги, дарите их ребенку и другим членам семьи
4. Пусть дети сами выбирают себе книги (в библиотеке, в магазине).
5. Создавайте вместе с ребенком детскую библиотечку. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или о космических путешествиях).
6. Чаще спрашивайте у детей мнение о книгах, которые они читают.
7. Поощряйте чтение вашим ребенком любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.
8. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их детям.
9. Выделите в доме специальное место для чтения, создайте уют.
10. Давайте детям читать короткие рассказы, а не большие произведения. Они смогут дочитать их до конца, и у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
11. Предложите до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
12. Поощряйте чтение вслух, когда это только возможно, чтобы развить у ребенка навык чтения и уверенность в себе.
В ы в о д: только вместе с родителями сможет ребенок приучиться читать. Для этого необходимо терпение, похвала, родительская заинтересованность.
Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)
Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при скоординированной деятельности педагогов и вас родителей. Никогда не надо забывать, что каждый ребенок уникален.
Присоединяйтесь!
РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ ВЗРОСЛЕТЬ!
Решение родительского собрания
1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.
Дорогие ребята! Напоминаем вам о профилактике короновирусной инфекции: соблюдение социальной дистанции во время прогулок, о необходимости носить маску в общественных местах, мыть и дезинфицировать руки. Уважаемые родители! Чаще напоминайте детям, что нельзя дотрагиваться до лица, трогать нос, глаза. Посещайте по минимуму магазины и другие общественные места с ребенком. Помните, что дети берут с вас пример! Чтобы детям и вам было легче запомнить эти установки, посмотрите вместе подборку рекомендаций. >>>
ПАМЯТКИ
Памятка по правилам личной гигиены при коронавирусе, гриппе и других ОРВИ
Памятка родителям по профилактике коронавируса
Памятка по использованию масок при коронавирусе
Памятка по дезинфекции мобильного телефона от коронавируса
Дорогие ребята! Напоминаем вам о профилактике короновирусной инфекции: соблюдение социальной дистанции во время прогулок, о необходимости носить маску в общественных местах, мыть и дезинфицировать руки. Уважаемые родители! Чаще напоминайте детям, что нельзя дотрагиваться до лица, трогать нос, глаза. Посещайте по минимуму магазины и другие общественные места с ребенком. Помните, что дети берут с вас пример! Чтобы детям и вам было легче запомнить эти установки, посмотрите вместе подборку рекомендаций. >>>
ПАМЯТКИ
Памятка по правилам личной гигиены при коронавирусе, гриппе и других ОРВИ
Памятка родителям по профилактике коронавируса
Памятка по использованию масок при коронавирусе
Памятка по дезинфекции мобильного телефона от коронавируса
Дорогие ребята! Напоминаем вам о профилактике короновирусной инфекции: соблюдение социальной дистанции во время прогулок, о необходимости носить маску в общественных местах, мыть и дезинфицировать руки. Уважаемые родители! Чаще напоминайте детям, что нельзя дотрагиваться до лица, трогать нос, глаза. Посещайте по минимуму магазины и другие общественные места с ребенком. Помните, что дети берут с вас пример! Чтобы детям и вам было легче запомнить эти установки, посмотрите вместе подборку рекомендаций. >>>
ПАМЯТКИ
Памятка по правилам личной гигиены при коронавирусе, гриппе и других ОРВИ
Памятка родителям по профилактике коронавируса
Памятка по использованию масок при коронавирусе
Памятка по дезинфекции мобильного телефона от коронавируса
Правила ношения фликеров:
Используйте несколько небольших светоотражающих элементов. Это увеличит вероятность, что свет фар попадет хоть на какой-то из них.
Выберите самые приметные места: предплечье, ручка рюкзака, пояс, нагрудный карман, шапка. Оптимально использовать 4 фликера, которые хорошо просматриваются с левой и правой стороны, спереди и сзади.
На одежде должны присутствовать несъемные светоотражающие элементы. Съемные могут быть потеряны или забыты.
Рекомендуемая площадь световозвращающего материала на детской одежде 0,07–0,10 кв. метра.
Брелоки подвешивают на рюкзаки, самокаты, велосипеды, молнии боковых и нагрудных карманов.
При переходе дороги и нахождении на проезжей части необходимо достать их наружу.
екомендации родителям:
1. Наладьте взаимоотношение со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
- слушайте своего ребенка, проводите вместе с ним как можно больше времени. Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музей, совместные покупки; совместные прогулки; совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи;
- делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;
- если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:
- скажите себе «Стоп!» и посчитайте до 10;
- не прикасайтесь к ребенку;
- лучше уйдите в другую комнату;
- отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);
- в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;
- дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.
3. Если Вы расстроены, то дети должны знать о Вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях, используя «Я-сообщения» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:
- «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день. Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;
- «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;
- «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни в чем не виноват. Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».